Для отправки заявлений в определенный Арбитражный суд, гражданин должен правильно составить исковое заявление и подтверждающие требования основания. Законом предусмотрены три варианта подачи иска: персонально, почтовым отправлением или удаленно. В этой статье разберем, как подать документы в суд через интернет, используя сервис «Мой Арбитр».
Можно ли обратиться в суд онлайн
С 2016 года пользователи формируют и отправляют исковые заявления и другие виды обращений удаленно – через интернет. Сейчас это основной способ коммуникации с представителями суда. Система принимает от физических и юридических лиц онлайн не только иски, но и процессуальные документы.
Электронный документооборот строго регулируется федеральными законами и нормативно-правовыми актами: ФЗ-220, приказом Председателя ВС РФ 46-П, приказом Судебного департамента при ВС РФ 252, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и другими. При этом заявитель обязан соблюдать требования, прописанные в актах, к форме и содержанию электронных бумаг, а также строго отслеживать сроки их подачи.
Разберем, почему подавать исковые заявления в удаленном режиме удобно:
- это требует немного времени и помогает соблюсти сроки. Система принимает и передает документы в суд без задержек, значит пользователи не пропустят время и не получат штраф;
- документы хранятся в едином реестре, при необходимости пользователи могут их просматривать и отслеживать ход дела;
- в отличие от других способов подачи документов, заявитель не несет дополнительные расходы: система бесплатная, потерять иск невозможно;
- сайты, принимающие обращения физических и юридических лиц, работают круглосуточно.
Фактически, составление обращений онлайн — самый удобный способ обращения в суд.
Пошаговая инструкция по подаче иска в АС через интернет
Онлайн Арбитражные суды принимают иски, встречные иски и отзывы на них, заявления о получении судебного приказа, ходатайства, жалобы и прочие типы обращений. Кроме того, участник процесса может в электронном формате передать приложение к исковому: чек, документ о претензионном порядке или обоснование.
Инстанции принимают удаленно через специальные сервисы заявления, подписанные усиленной электронной подписью, а также отсканированные копии бумаг, заверенные обычной ЭП. Если каждая бумага из перечня правильно оформлена, имеет подпись и печать, ее примет любой суд. Чтобы получить квалифицированную подпись, нужно предоставить паспорт и СНИЛС.
Условия подачи документов
Электронные документы должны весить не больше 30 Мб, иметь формат: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF,PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT. Фактически, система распознает большинство изображений, текстовых файлов и электронных таблиц. Чтобы идентифицировать документ, заявитель обозначает его соответствующим образом: в названии указывает количество страниц и заголовок файла.
Запрос в суд формируется в самой системе. Для этого пользователю нужен бесперебойный доступ к интернету и подтвержденная регистрация на Госуслугах – это аналог ЭЦП.
Как подготовить документы
Чтобы суд принял исковое заявление, истцу важно правильно его оформить. Если заявитель посылает виртуальный образ бумаги, он должен соответствовать следующим требованиям:
- Скан-копии черно-белые имеют масштаб 1:1, имеют расширение 200-300 dpi.
- Графические подписи ответственных лиц, печати и угловые штампы на бланках должны быть четко видны, не расплываться.
- Полноцветная копия принимается, если это необходимо: на документе есть цветной текст, цветные графические изображения.
- При сохранении файла в расширении PDF важно сохранить возможность копирования информации.
- Совокупный вес файлов не более 30Мб.
- Электронные нужно создавать сразу в электронном виде. Заявление в суд должно иметь расширение PDF. Его подписывает лицо, указанное в качестве подписана.
- Но самое главное требование к документам– наличие подтвержденной регистрации в системе ЕСИА.
Направить иск можно через интернет-портал судебных инстанций. Для того чтобы воспользоваться услугой, нужно заполнить электронную форму.
Заполняем форму на сайте КАД «Мой арбитр»
Чтобы составить обращение в Арбитражный суд онлайн, перейдите на официальный сайт «Мой арбитр» в соответствующий раздел. Именно здесь хранится информация по всем делам, рассматриваемым судом в конкретный момент, и здесь можно обратиться в суд с исковым заявлением. Рассмотрим, порядок их подачи через сервис «Мой Арбитр», а не официальный сайт суда.
Шаг 1. Перейдите ссылке: https://my.arbitr.ru/#index
Шаг 2. В правом верхнем углу нажмите на кнопку «Войти в систему».
Авторизоваться на онлайн-сервисе КАД «Мой арбитр» можно через Госуслуги при наличии учетной записи. Если вы не помните логин и пароль от личного кабинета, введите номер телефона или электронную почту, указанные при регистрации.
Шаг 3. Авторизуйтесь на сайте и выберите тип обращения:
- иск;
- апелляция;
- кассация;
- обращения в ВС РФ;
- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.
Шаг 4. Нажмите на нужный раздел и укажите вид обращения. Если нужно направить иск, выбирайте «исковое заявление». Найти нужный вид обращения легче всего через поисковую строку.
Шаг 5. Выберите тип участника:
- Юридическое лицо.
- Физическое лицо.
- ИП и т.п.
Все известные данные сервис заполняет автоматически. Введите информацию в пустые графы и жмите «Далее».
Шаг 6. Заполните информацию об ответчике аналогично прошлому пункту.
Шаг 7. Подтвердите, что все манипуляции верны и ошибки нет.
Шаг 8. Выберите суд в соответствии с правилами подсудности, сформируйте пакет документов и укажите ФИО подписанта. Прикрепите бумаги к анкете в правильном порядке: сначала сам иск, затем приложения.
Шаг 9. Нажмите кнопку «Отправить». Так как вход осуществлялся через Госуслуги заверять документы электронной подписью не надо. Жмите «Отправить без электронной подписи» и подтвердите введенные данные.
Шаг 10. Жмите «Отправить заявление» после проверки всех данных.
Как узнать о получении документов и возбуждении дела
После того, как система обработает документы по государственной услуге, на электронную почту, привязанную к Госуслугам, придет подтверждающее письмо. После отправки, иск с доказательствами направляют к работнику суда, он проверяет соответствие документов установленным требованиям и принимает или отказывает в приеме иска. В среднем, на это уходит 1-2 рабочих дня. Статус дела «Принято» или «Отклонено» можно узнать также в электронной почте. Сервис автоматически направляет письма заявителям.
Когда могут отказать в регистрации иска
Отказать в приеме бумаг через интернет могут только в одном случае: если они составлены или оформлены не по требованиям. Самые частые причины:
- иск подает не сам заявитель, а его представитель, не предоставивший доверенность;
- на документах забыли расписаться;
- направили бумаги в другой суд;
- плохое качество скан-копий;
- неправильно сформированные файлы;
- заявление о обеспечении иска не подписано ЭЦП.
Перевернутые сканы – основание для отказа в возбуждении дела.
Другие способы подачи иска
Электронная система «Мой арбитр» — это не единственный способ обращения в Арбитражный суд. Граждане могут обратиться лично, подав иск в канцелярию суда, направить по почте или передать курьерской службой. Выбирайте удобный для себя метод.
Заключение
Физические и юридические лица могут подавать в Арбитражный суд онлайн процессуальные документы и иные доказательства в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативно-правовых актов. Подавать документы они могут через электронную систему «Мой арбитр». Для этого им нужна подтвержденная учетная запись на Госуслугах или усиленная ЭЦП.